Иногда в жизни даже самое тривиальное действие требует от нас вовлеченности в данный процесс, для лучшей оптимизации и упрощения не любимого, но нужного занятия. Так и в рыбалке, казалось бы простое действие по намотке шнура или лески на катушку может занять много времени и закончится полным фиаско. Среднее время намотки шнура у меня занимает около часа. Заметьте, я занимаюсь этим довольно часто.  Но здесь нужно вставить уточняющее слово “правильная” намотка шнура на катушку. Без этого слова процесс намотки превращается в хаотические накручивание, последствиями которого будут десятки метров обрезанного шнура уже на первом выходе на воду. Даже с большим опытом процесс намотки не вызывает во мне любви, так как иногда приходиться начинать сначала по несколько раз. Что говорить про новичков, которые плюнут на это дело, не понимаю, что в дальнейшем этот фактор будет доминировать в причинах неудач. Я постараюсь начать с основ и от них будем двигаться к более тонким настройкам.

Бэкинг шнура\лески

Начнем с базы, бэкинг это доматывание второстепенного шнура\лески на шпулю катушки перед намоткой основного шнура. Делается это для увелечения общего объема намотки шнура\лески на шпуле. Чем больше разница глубины намотки и бортика, тем косвеннее она влияет на дальность заброса приманки. Любой шнур или леску нужно наматывать под край бортика шпули. Физическое состояние шнура так же влияет на степень объема шнура на шпуле. Если шнур мокрый (поверьте все может быть на рыбалке), то его нужно наматывать вровень с краем верхней шпули, если шнур сухой (в основном так и есть), то его мы мотаем с небольшим превышением уровня бортика шпули (будучи мокрым шнур утрамбуется до уровня).
Но я бы советовал все же не доматывать до уровня где-то 1-2 миллиметра. В плохих катушках при чрезмерной намотке почти 100% будет сбросы петель, после которых шнур распутать почти нереально. Некоторые опытные спиннингисты все таки рискуют заходом за бортик, дабы максимально увеличить свой заброс. Но в их случаях это делается осознанно.
Я приверженец многошарового стиля намотки, сначала я пускаю в ходу леску, далее наверх мотаю старый шнур либо дешевый аналог (для того, чтобы избежать бугорков от намотанной лески) и далее наматываю основной шнур. Леску и старый шнур лучше выбирать в аналогичных основному диаметрах.

Как крепить шнур\леску к шпуле катушки

Как по мне наилучшим способ крепления будет самозатягивающиеся узлы. Например, узел восьмерка вполне подходит под нужные параметры.

Намотка шнура для бэкинга будет сложнее, так как петля будет ерзать по гладкой поверхности шпули. Для первой фиксации можно зафиксировать узел маленьким кусочком изоленты или другой клеящей ленты.

Как отмерить оптимальную длину лески\шнура для бэкинга

Сначала наматываем на пустую шпулю основной шнур, без бэкинга. Далее наматываем наверх бэкинг до нужного обьема (1-2 мм до верхнего бортика). С помощью второй катушки, сматываем бэкинговый слой на первой катушке, аналогично делаем со вторым основным слоем (если есть в наличие 2 свободные катушки, или просто на бобину). Далее просто меняем этапность намотки: сначала бэкинг, потом основной шнур. В этом процессе очень помогут всякие приспособления для намотки лески, простые китайские приспособы просто огонь, позволяют в дальнейшем избежать танцев с бубном, по доступной цене. Если нет специального приспособления для намотки лески, для хорошего натяжения и формирования правильного конуса намотки можно использовать книгу. Проводим шнур между двух зажатых частей переплета и ставим на нее дополнительный груз.

Намотка шнура\лески с использованием экономайзера

Данные девайсы бывают как от родных производителей катушек, так и не родные, которые подбираются под определенные размеры. По сути это две простые пластиковые вставки полностью заменяющие бэкинг. В наше время 3-д принтеров, думаю, не проблема.
Я последнее время перешел на данный вариант, так как это действительно удобно. Его глубины полностью хватает, чтобы намотать поверх 150 метров, 0.10 шнура в аккурат. Но иногда и тут приходиться делать незначительный бэкинг (при использовании мелкого сечения).
Часто происходит несостыковка в размерах экономайзера и шпули даже у изделий от одного производителя, случается это из-за технологических сбоев при производстве и решается (в случае если размер шпули больше) наждачкой.

Конусы намотки его виды и особенности

Условно существуют три вида конуса, которые зависят от катушек.

  • Конус с расширением от низа к верху (застарелый вид намотки, который можно встретить только в старых катушках) не актуален
  • Конус с расширением от верха к низу (используется в катушках от Дайвы).
  • Конус с равномерной намоткой (как правило, встречается на катушках от Шимано).

Регулируются данные виды намотки специальными шайбами под катушкой. Например, если на катушке Шимано получается не классический цилиндрический конус, а с расширением к верху, мы убираем одну шайбу, тем самым ее опуская, что меняет конус на правильный.
Если мы сильно низко опускаем шпулю получается обратный конус (в катушках находиться разное количество шайб). Данные операции относятся к тонким манипуляциям с катушкой и требуют опыта.