Мультипликаторная катушка, как мне кажется со стороны,для начинающего рыболов, это что-то на уровне молекулярной физики для обычного человека. Ее внешний вид, по-видимому, вначале ставит в ступор, но потом все больше и больше ворошит интерес. Не удивительно, мультипликаторы имеют воистину футуристический внешний вид, со множеством всяких крутилок, кнопок и прочего функционала. Пользоваться всем этим легко, и дальше мы в этом убедимся.

Конструкция мультипликаторной катушки:

  • Клавиша разблокировки шпули - одним словом, это аналог дужки на безынерционной катушке. Единственной функцией этой кнопки является разблокировка шпули, чтобы она свободно вращалась, что нужно для заброса.
  • Звезда фрикциона - функция идентична фрикциону на безынерционных катушках.

Это были два основных и очевидных механизма, которые в принципе в том или ином виде есть на всех катушках. Далее рассмотрим основную начинку, которая делает мультипликаторную катушку такой особенной.

Тормозная система, ввиду очевидного факта, что мультипликаторная катушка это инерционная катушка, она отличается от ранее использованных. Сход шнура со шпули на ней осуществляется из-за вращения самой шпули, в отличие от безинерционной, где шпуля просто есть, а шнур просто с нее сам слетает. Для того чтобы такая вращающаяся шпуля в мультипликаторе вращалась в нужной нам корреляции, существует два вида тормозов.

  • Осевой тормоз- механический винт, которого располагается с той стороны, где у катушки ручка.
  • Основной тормоз-  располагается с другой стороны от ручки, на нем есть индикатор настройки (может быть разных размеров и находится произвольно по всему периметру тормоза). Данные тормоза выполняют одинаковую функцию на разных этапах заброса (вращения шпули).

Работа тормозной системы мультипликаторной катушки по стадиям:

  1. Стадия начала полета приманки - как только приманка начинает свой полет, в мультипликаторной катушке важную роль берет осевой тормоз, именно он гасит инерцию мощного первого рывка. Когда приманка полетела, шпуля начинает вращаться, и чтобы шпуля не набрала чрезмерных оборотов и не начала делать бороду, наматывая шнур, а не разматывая, и используется первый тормоз.
  2. Вторая стадия- наступает, когда приманка в полете - шпуля набирает нужную инерцию, и осевой тормоз перестает исполнять ведущую роль. В этот момент основную функцию берет на себя основной тормоз, которых, кстати, существует два вида:
  • Магнитный тормоз
  • Центробежный тормоз

Принцип действия современных магнитных тормозов очень похож на центробежный, поэтому можно смело объяснять принцип действия, руководствуясь примером центробежного тормоза.

Когда шпуля достаточно сильно раскрутилась, включается в работу центробежный тормоз. Принцип заключается в том, что чем сильнее шпуля вращается, тем сильнее грузики на центробежном тормозе начинают давить на тормозное зеркало (правило центрифуги). На примере мультипликаторной катушки это выглядит следующим образом: летит приманка, включился центробежный тормоз и началось торможение до момента потери инерции полета. Все это происходит очень плавно, и так же плавно приманка начинает падать на воду.

      3.Третья стадия – это приземление приманки на воду. В результате потери инерции снова включается осевой тормоз, чтобы шпуля не накрутила на себя шнура и не образовалось "гнездо".

Почти то же самое происходит с нелинейными магнитными тормозами. Там присутствует индуктор, который при действии центробежной силы выдвигается вперед и тормозит. В общем, одинаковый эффект просто с магнитной составляющей.

Настройка мультипликаторной катушки

Да, в этом плане мульты более напряжные, так как требуют индивидуальной настройки под разные гипотетические ситуации, но с другой стороны, это такое поле для экспериментов, что дух захватывает. Например, вы ловите в жесткий встречный ветер. Для того чтобы пробить этот ветер, нужно сделать резкий заброс, а для того, чтобы его сделать, нам нужно немного подтянуть осевой тормоз, чтобы начало заброса было наиболее инерционным. Возьмем те же воблеры, на мультипликаторах они летят намного стабильнее и дальше, потому что шнур не летит впереди воблера, а является, как бы, его продолжением, которое его стабилизирует.

Еще одна гипотетическая ситуация: у вас очень жесткое удилище, которое в принципе не очень совместимо с мультом. Это верно, но не совсем. Чтобы мультом сносно кидать на таком удилище, нужно перетягивать осевой тормоз. Аналогично ситуации с встречным ветром, нужен хлесткий заброс, чтобы нагрузить бланк, а в нашем случае бланк жесткий и требует дополнительной энергии, которую мы и получаем предварительным перетягиванием осевого тормоза.

Какую мультипликаторную катушку выбрать начинающему рыболову?

Ту, в которой основной тормоз будет центробежного типа. Линейные магнитные тормоза очень враждебны к новичкам, и познавать все тонкости работы с мультом проще с центробежным. Тут и кроется причина, почему мульты не очень популярны в народе. Магнитные тормоза дешевле центробежных, и как правило, начинающие рыболовы берут именно их. Рассмотреть всю прелесть мульта с такой сложной системой не получается, и на катушках такого типа ставят крест в дальнейшем.